Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области

baner.jpg



 
baner.jpg




Искусственный интеллект в жизни потребителей. Результаты анкетирования

04.04.2024

Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей.

В 2024 году празднование прошло под девизом «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».

Одним из мероприятий программы празднования стало проведение анкетирования среди различных групп населения с целью определения уровня отношения общественности к возможностям искусственного интеллекта (далее - ИИ) и его использовании в повседневной жизни.

Анкетирование было проведено среди школьников, обучающихся высших учебных заведений Волгограда (от 18 лет), а также работающих людей старшего возраста (от 41 года). В опросе приняли участие более 400 человек.

Информация об итогах анкетирования детей школьного возраста ранее размещалась на сайте Управления https://34.rospotrebnadzor.ru/content/193/14527/

В настоящем материалы подведены результаты опроса респондентов из студенческой среды и среди людей более старшего возраста. 100% опрошенных показали, что знают, что такое ИИ.

75% молодёжи и 45% людей более старшего возраста применяют его в процессе обучения, создают тексты через нейросети, используют голосовые помощники, обращаются к ИИ при совершении покупок и получении медицинских, жилищно-коммунальных, финансовых, развлекательных услуг, услуг связи, заказе такси и в путешествиях, используют функции управления бытовой техникой на расстоянии (умный дом, домофон, робот-пылесос).

Вместе с тем 10% респондентов из обеих групп, обладая знаниями об ИИ, не используют его регулярно, а прибегают к таким возможностям лишь по мере необходимости не чаще пары раз в месяц.

90% опрошенных находят ИИ незаменимым и очень полезным в быту, говорят о его доступности в современном мире. При этом безопасным с точки зрения использования персональных данных и иной конфиденциальной информации его признают только 70% студентов и 60% работающих граждан, полагая, что возможна утечка такой информации. 95% подтверждают, что информационная лента используемых ими поисковых систем строится на основе их запросов, предлагая им в последующем интересующую информацию в виде рекламных предложений.

Всего 50% опрошенных доверяют ИИ в вопросах помощи потребителям при поиске полной и достоверной информации о товарах и услугах, полагая, что несмотря на помощь, он может и ввести в заблуждение. Однако 75% молодёжи и 65% работающих граждан указали, что используя чат-боты и другие сервисы ИИ, смогли решить дистанционно поставленные задачи и остались удовлетворены результатом. Всего в 15% случаев вопросы не были решены,12,5% сообщили, что не знают, что такое чат-боты и не используют их.

85% респондентов подтвердили, что идут в ногу со временем и хотели бы узнать больше о возможностях и сферах применения ИИ в жизни человека.

Итоги анкетирования продемонстрировали востребованность развивающихся возможностей ИИ в быту и профессиональной деятельности.

Более настороженно к данному новшеству относятся люди более старшего возраста, опасаясь утечки своих персональных данных и безопасности финансовых накоплений. Данная категория чаще предпочитает общаться с сотрудниками тех или иных организаций, выбирая «живое» общение.

Однако, несмотря на это, удобство применения и скорость решения поставленных задач делают использование сервисов ИИ более популярным по сравнению с обращением непосредственно в офисы продавцов и исполнителей услуг.




При полном или частичном копировании информационного материала ссылка на сайт Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области обязательна: http://34.rospotrebnadzor.ru/

Вернуться в раздел