- Горячая линия: +7 (8442) 24-36-30
(в рабочие дни с 10.00 до 12.00 и с 12.45 до 17.00)
- Отправить обращение
- Карта сайта
(в рабочие дни с 10.00 до 12.00 и с 12.45 до 17.00)
Ежегодно в марте проводится Всемирный день прав потребителей, который в этом году стартует под девизом «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей». В рамках мероприятий, посвященных проведению дня прав потребителей, среди обучающихся общеобразовательных организаций Волгограда было проведено анкетирование. Школьникам по желанию предложили ответить на вопросы об искусственном интеллекте (далее - ИИ) и его использовании в повседневной жизни. Всего в опросе приняли участие более 70 человек, кроме обучающихся, на вопросы отвечали преподаватели.
Несомненно, между младшими и старшими школьниками существует большая разница в знаниях и приобретенных навыках. Поэтому опрашиваемые были поделены на 2 группы: ученики до 14 лет и ученики 15- 17 лет.
В возрастной группе до 14 лет, 100% школьников показали, что знают и ежедневно пользуются ИИ, из известных примеров 50% указали на виртуального голосового ассистента. Кроме того, примерами ИИ названы: навигатор, робот-пылесос, «умный дом», автоответчик, беспилотный автомобиль, робот-помощник в регистратуре поликлиники. 100% респондентов считают ИИ полезным и доступным для применения. 96% считает, что выплывающая при работе с интернетом реклама недавно запрашиваемого товара, это результат работы ИИ. 92% хотели бы лучше узнать о возможностях и сферах применения ИИ в жизни человека.
В возрастной группе от 15 до 17 лет, из известных примеров указали на чат-боты для генерации текста и ответов на вопросы, интеллектуальные игры, роботов-доставщиков, системы распознавания номеров автомобилей. 89% опрашиваемых указали, что используют элементы ИИ в сфере образования, 94% считают ИИ полезным для жизни человека. Однако 31% отметили, что ИИ не безопасен при его использовании, 83% указали, что одним из рисков применения ИИ могут быть: предоставление недостоверной информации и утечка персональных данных. Старшеклассники также отметили, что использование ИИ может привести к неспособности человека к самостоятельным вычислениям, замене человеческого труда ИИ, т.е. сокращению рабочих мест. 94% хотели бы лучше узнать о возможностях и сферах применения ИИ в жизни человека.
Какие же выводы мы можем сделать из проведенного анкетирования?
Подавляющее число школьников, как старших, так и младших классов знают, что такое искусственный интеллект и используют его в повседневной жизни, часто как помощника в обучении (например, написание текстов), а также для игр и развлечений. Вопросы безопасности ИИ больше заботят старшеклассников, они понимают, что ИИ может предоставлять недостоверную информацию, а также неумелое использование может привести к утечке персональных данных. И, наконец, подавляющее число анкетируемых из обеих возрастных групп хотели бы лучше узнать о возможностях и сферах применения ИИ.
Прогресс, конечно же, не стоит на месте, развиваются новые технологии, в том числе и связанные с работой искусственного интеллекта. Развитие ИИ диктует необходимость поиска новых решений правового регулирования технологии. Поэтому взрослым важно убедиться, что дети используют ИИ безопасным и контролируемым образом, и научить их быть осторожными и умными при его использовании.