Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области

baner.jpg



 
baner.jpg




Вопросы и ответы

О рисках и преимуществах использования искусственного интеллекта для потребителей

18.03.2024

Искусственный интеллект — комплекс технологий, имитирующих когнитивные функции человека. Данные технологии позволяют собирать информацию, анализировать её, учиться и развиваться.

Технологии искусственного интеллекта (ИИ) все чаще находят применение в повседневной жизни и используются в различных сферах от транспорта и развлечений до медицины и финансов.

Как показывает практика, потребители всё чаще вынуждены обращаться к ИИ при приобретении товаров и услуг. Например, при обращении в банки или к операторам связи, вызове такси или оформлении покупки через Интернет человек взаимодействует с голосовыми помощниками и чат-ботами. Эти помощники разработаны на основе искусственного интеллекта для того, чтобы взаимодействовать с человеком и решать конкретные задачи.

Чтобы взаимодействие потребителя с ИИ удовлетворяло потребностям в качестве и безопасности получаемых товаров и услуг, необходимо обращать внимание на следующие аспекты:

Удовлетворение потребности покупателя в предоставлении полной и достоверной информации об интересующем предмете сделки. Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает обязанность представить полные и исчерпывающие сведения о товарах, работах (услугах), их перечень и способы доведения. Вместе с тем, при ознакомлении с товаром или услугой у потребителя могут возникнуть дополнительные вопросы, на которые ИИ зачастую не в состоянии ответить, если такие его возможности не предусмотрены функционалом.

В лучшем случае потребитель просто откажется от заключения договора, в худшем – это может привести к нарушению его прав, причинению убытков.

Обеспечение конфиденциальности сведений, полученных от потребителя. Гарантии конфиденциальности могут быть даны только в случае, если разработчик ИИ предусмотрел этот момент. Если нет — потребитель рискует, тем, что предоставленная им личная информация может оказаться у третьих лиц.

Возможность потребителя защитить свои права, в случае если они были нарушены путём введения его в заблуждение и/или реализации ему некачественных товаров и услуг. С правовой точки зрения ответственность перед потребителем несёт то лицо, с которым он находится в договорных отношениях, то есть непосредственно исполнитель или продавец.

В случае если предпринимателем при осуществлении деятельности используются технологии ИИ, то всю ответственность перед потребителем несёт именно юридическое лицо или индивидуальный предприниматель и он же отвечает за качество и безопасность применяемого им программного обеспечения.

Вместе с тем не исключены ситуации, в которых будет затруднительно установить, вся ли необходимая информация была предоставлена и получена конечным потребителем, и насколько корректно потребитель уведомил исполнителя о целях, для которых он приобретал товары/услуги.

Отметим, что в настоящее время в законодательстве отсутствуют утверждённые нормативные правовые акты, регулирующие использование ИИ.

Проект Международного «Закона об искусственном интеллекте» будет только рассматриваться в 2024 году в рамках программы ООН «Справедливый и ответственный ИИ для потребителей». После его принятия будет введена классификация, определяющая уровень риска, который ИИ может представлять для здоровья, безопасности и основных прав человека (неприемлемый, высокий, ограниченный и минимальный).

Пока же ИИ – это новая и активно развивающаяся возможность взаимодействия между человеком и интеллектуальной системой, которая направлена на ускорение и упрощение процессов коммуникации, возможность реализовывать их независимо от времени суток и местоположения человека. И не стоит забывать, что данная технология еще не в полной мере обладает всем набором качеств, присущих человеку, и во многих ситуациях не способна до конца понять и оценить потребности и цели обратившегося к ней лица.

С кем лучше взаимодействовать потребителю при обращении к продавцам и исполнителям? Все зависит от запроса. Не смотря на развитие технологий, ИИ еще не поможет полностью заменить человека. Поэтому для решения какой-либо проблемы, потребителю необходимо понять, сможет ли он получить ответ на свой вопрос в чат-боте или необходимо обратиться к специалисту. Исходя из этого, принимать окончательное решение.




При полном или частичном копировании информационного материала ссылка на сайт Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области обязательна: http://34.rospotrebnadzor.ru/

Вернуться в раздел