- Горячая линия: +7 (8442) 24-36-30
(в рабочие дни с 10.00 до 12.00 и с 12.45 до 17.00)
- Отправить обращение
- Карта сайта
(в рабочие дни с 10.00 до 12.00 и с 12.45 до 17.00)
|
Второй год подряд Всемирный день защиты прав потребителей посвящен сервисам электронной коммерции. В 2017 году Международная Федерация потребительских организаций определила девизом Всемирного дня прав потребителей слоган «Consumer |
Rights in the Digital Age» - «Потребительские права в цифровую эпоху».А в 2018 году он проходил под девизом «Making digital marketplaces fairer» - «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».В связи, с чем Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области принял решение о проведении очередного анкетирования среди населения по покупке товаров, услуг через Интернет, чтобы сравнить, как изменилось отношение граждан к этому виду торговли и услуг.
Желающие граждане могли в режиме он-лайн пройти анкетирование. Кроме того, опрос проводился во время проведения разнообразных мероприятий, проведенных Управлением на территории города Волгограда и области в честь праздника, так например, при консультировании в выездной общественной приемной, при проведении открытых уроков в вузах, круглых столов и совещаний.
Итоги опроса показали следующее.
Всего в опросе приняло участие 164 человека, из них боле активны были женщины (119 человек).
По - прежнему заполняли анкеты больше всего граждане возрастной группы с 36 до 50 лет - 36%, второе место занимают молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет – 29 %; далее на 3 месте расположились граждане от 26 до 35 лет - 20%, с 51 до 80 лет - 15 % .
Социальный статус граждан, заполнявших анкету: работники бюджетной сферы - 49%, студенты – 19%, сотрудники компаний – 12%, пенсионеры – 7%, руководители, предприниматели, пенсионеры, рабочие, безработные – от 2% до 6 %.
По сравнению с 2017 годом – активность возрастных групп и социального статуса опрашиваемых не изменился и сложился в такой же статистической очередности, как и в 2018году.
Изменились критерии, по которым граждане предпочитают покупать товары, получать услуги через Интернет. Так, на первом месте - критерии «это экономит время» и «цены ниже», в 2017 году – граждане на первое место ставили «отзывы о товаре других покупателей».
Вторую позицию в ответах- 2018г. занимает критерий о том, что «можно сравнивать и изучать товар (услугу)» (в 2017г. – «цены ниже»).
На третьем месте критерий – «есть отзывы о товаре (услуге)» (в 2017г. – «это экономит время»).
Далее порядок критерий не изменился по сравнению с прошлым годом и были названы критерии «удобства»; можно делать покупки круглосуточно, и то, что товар доставляется на дом. Наименьшее количество граждан из опрошенных указали, что просто не любят ходить по обычным магазинам.
Данная часть опроса показала, что граждане по старой доброй пословице придерживаются позиции «Ценить время и деньги», что лишний раз подтверждает, что покупки и услуги через Интернет облегчают нашу жизнь и становятся более популярными среди населения.
Ассортимент товаров, приобретаемый через Интернет – магазины, почти не изменился. По - прежнему большинство онлайн-покупателей заказывают в магазинах одежду и обувь, данные товары на первом месте, второе место занимают бытовая техника и товары для дома. Вот на третье место в 2018 г. опрашиваемые поставили книги и мобильные устройства, далее расположились, как и в 2017 году, на четвертом месте - детские товары и игрушки, товары для дома, книги, украшения и часы, косметика и парфюмерия. Реже через Интернет заказываются спортивные товары, автозапчасти, компьютеры и программное обеспечение, мебель, лекарства и медицинские товары, продукты питания, аудио (видео) диски, строительные материалы и инструменты.
Чаще всего через Интернет граждане производят оплату жилищно-коммунальных услуг, на втором месте – заказывают такси. На третьем месте - доставка еды, на четвертом - покупка билетов на различные виды транспорта и различные концертно-развлекательные мероприятия. Наименьшее количество опрошенных через Интернет заказывают туристические услуги и консультируются по различным вопросам.
Как показал опрос, как и в прошлом году, самыми распространенными нарушениями в сфере дистанционной продажи товаров (услуг) являются: нарушение сроков доставки товара – 32%. Далее граждане указали – «некачественный товар» - 25% (в 2017году – «на предоставление не полной информации о товаре или информации не на русском языке») и «товар не соответствовал заказанному» – 23%.
По прежнему нарушение «невозможность разрешить конфликтную ситуацию» – 9% остается на последнем месте. Однако данный показатель снизился с 14% (2017г.) до 9%, это показывает, что продавцы и исполнители услуг интернет пространства стали более открыты для диалога с потребителем в случае возникновения конфликтных ситуаций.
Данный факт подтверждается и тем, что 68% из опрошенных отстаивают свои потребительские права до полного разрешения вопроса. Для чего они обращались с письменной претензией к продавцу – 63%, пытались решить вопрос с продавцом по телефону – 33%, а 3 % - обращались в контролирующие органы. В суд обратился лишь один респондент из опрошенных (в 2017году – ни одного).
Заключительный вопрос анкеты позволил определить достаточно ли для потребителей публикуется в СМИ информации о правах потребителей, осуществляющих покупку товаров дистанционным способом. Более половины (64%) опрошенных дали положительный ответ.
В процессе «живого» анкетирования граждане не раз упоминали, что за ответами по защите прав потребителей обращались в информационную систему ГИС ЗПП, а также на сайт Управления.
В настоящее время данная сфера активно развивается и уверенно входит в нашу жизнь во всех направлениях, как показал опрос, граждане охотно пользуются услугами сети Интернет и называют достаточно много положительных причин, по которым они пользовались и продолжают пользоваться ресурсами Интернета для покупки товаров и услуг.
Результаты анкетирования показали, что перед покупкой потребители изучают товар, отзывы о товаре, интересуются на сайте продавца о наличии «обратной» связи в случае возникновения вопросов о возврате товара, денег, о сроках доставки и т.п.
Актуальной темой при покупке товаров остается цена. Граждане указали, что при покупке учитывают цену товара и экономию времени (это первое место среди критериев). Но большая часть респондентов ценят отзывы других покупателей о товаре, возможность выбора товар путем сравнения его с другими товарами, подробная информация о товаре.
Однако граждане называют и другие критерии – это удобство пользование такими покупками (круглосуточная покупка, доставка товара на дом), а часть граждан просто не любит ходить за покупками в обычные магазины.
Управление считает, что проведение такого рода опросов не только позволяет получить мнение граждан на определенную тему, но и одновременно лишний раз обратить внимание граждан на знания своих прав и соответственно их защиту, тем самым повысить правовой уровень населения, что является одним из приоритетных направлений деятельности Управления.