- Горячая линия: +7 (8442) 24-36-30
(в рабочие дни с 10.00 до 12.00 и с 12.45 до 17.00)
- Отправить обращение
- Карта сайта
(в рабочие дни с 10.00 до 12.00 и с 12.45 до 17.00)
Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области (далее по тексту Управление) по жалобе потребителя была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ПАО Банк «ФК Открытие» (далее Банк), в ходе которой было установлено, что между Банком и потребителем был заключен кредитный договор.
Одновременно с кредитным договором, потребитель был подключен к программе страхования и был заключен Договор страхования (страховой полис) комбинированного добровольного медицинского страхования, страхования от несчастных случаев и страхования выезжающих за рубеж, страховая премия составила 45 623 рублей.
Управлением проведен анализ Договора, заключенного с заемщиком и было установлено, что в договоре о потребительском кредите пунктом 9 предусмотрено, что заемщик обязан не позднее даты заключения кредитного договора заключить договор индивидуального страхования.
Сведений о том, что заемщик давал согласие на оказание дополнительных услуг по присоединению к программе коллективного страхования не имеется.
Порядок доведения до потребителя информации о дополнительных услугах, а также способ фиксации согласия на их предоставление, определены в части 2 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон о потребительском кредите), согласно которой если при предоставлении потребительского кредита заемщику за отдельную плату предлагаются дополнительные услуги, в заявлении о предоставлении потребительского кредита должно быть отражено согласие заемщика на оказание таких услуг, указана стоимость предлагаемых заемщику за отдельную плату дополнительных услуг, разъяснена возможность согласиться или отказаться от дополнительных услуг.
Однако, в нарушение указанных норм закона, в заявлении, согласие заемщика на индивидуальное страхование выражено не письменно, а типографическим способом.
Из текста Заявления на кредит, следует, что заемщик желает быть застрахованным от несчастных случаев и болезней, жизни и здоровья за счет кредитных средств. При этом, Заявление составлено таким способом, что желание заемщика быть застрахованным в целом определить невозможно. Поскольку в Заявлении без права выбора потребителю типографическим способом отмечено крестиком: "Да", Указанный пункт, включен к основным условиям Заявления, а дополнительная строка для подписи под этим условием отсутствует. Тем самым, ставя подпись под всем Заявлением в целом, потребитель подтверждает согласие со всеми условиями на данной странице Заявления, и соответственно при желании отказаться от какого либо предложенного условия (а именно от договоров страхования) не может исключить эти условия из текста. Тем самым, потребителю не предоставляется возможность отказаться от какого-либо условия. Подписывая Заявление, потребителя вынуждают соглашаться со всеми указанными условиями. Таким образом, Банк навязывает потребителю условие о страховании, что противоречит ч. 3 ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" N 2300-1 от 07.02.1992 года.
Так же было установлено, что договор страхования заключен с потребителем от имени и в интересах страховщика страховым агентом ПАО Банк «ФК Открытие» на основании агентского договора однако соответствующая информация в договоре страхования, а также в сопутствующих ему документах отсутствовала.
Банк, являясь Исполнителем возмездной услуги (оформление документов по договору страхования), нарушил право потребителя на получение полной и достоверной информации о приобретаемых им платных финансовых услугах. Банк в качестве Исполнителя услуги для потребителя не указан. До гражданина не доведена информация и документы о полномочиях Банка, как Исполнителя услуги, и сведения о размере вознаграждения (платы) Банка за оформление документов по договору страхования.
По указанным основаниям Управлением Роспотребнадзора в отношении Банка составлен протокол об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 14.8 и ч. 2 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а по результатам рассмотрения дела постановлением об административном правонарушении Банк привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 Ко АП РФ - включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей и по ч.1 ст. 14.8 Ко АП РФ - нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы, с назначением административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.01.2020 по делу А12-46307/2019 Постановление Управления остановлено без изменения, заявление Банка без удовлетворения.
Апелляционным определением от 11.06.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Учитывая указанные решения арбитражных судов, потребитель обратился с иском в суд к ПАО Банк «ФК Открытие» о защите прав потребителей.
По результатам рассмотрения дела, исковые требования потребителя к ПАО Банк «ФЕ Открытие» о защите прав потребителей были удовлетворены частично.
Действия ПАО Банк «ФК Открытие» по включению в кредитный договор условий ущемляющие права потребителя, недоведение до потребителя полной и достоверной информации признаны незаконными.