- Горячая линия: +7 (8442) 24-36-30
(в рабочие дни с 10.00 до 12.00 и с 12.45 до 17.00)
- Отправить обращение
- Карта сайта
(в рабочие дни с 10.00 до 12.00 и с 12.45 до 17.00)
Протокол заседания коллегии Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области по вопросам правоприменительной практики
от 21 мая 2010 года
Председательствовал: А.В. Злепко - руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области
Присутствовали:
заместитель руководителя – Ю.В. Пешков
и.о. начальника отдела юридического обеспечения – А.М. Дудкина
заместитель начальника отдела юридического обеспечения – И.Д. Цверкунова
начальник территориального отдела Управления в г. Урюпинск, Урюпинском, Нехаевском, Новониколаевском районах – Н.В. Дубовая
начальник территориального отдела Управления в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах – Е.В. Серова
заместитель начальника территориального отдела Управления в г. Михайловка, Михайловском, Кумылженском, Серафимовичском, Даниловском районах – Е.В. Семиволосова
начальник территориального отдела Управления в Котельниковском, Октябрьском районах – И.Д. Кривошеева, главный специалист – эксперт С.А. Епифанов
начальник территориального отдела Управления в Калачевском, Суровикинском, Чернышковском, Клетском районах – О.В. Хоперскова
начальник территориального отдела Управления в Палласовском, Старополтавском районах – Н.С. Прияшкина, юрисконсульт – Е.А. Назарова
начальник территориального отдела Управления в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском районах – С.В. Аксенов, ведущий специалист – эксперт П.В. Денисов
начальник территориального отдела Управления в Николаевском, Быковском районах – М.П. Манжосов, ведущий специалист-эксперт А.С. Голубева
заместитель начальника территориального отдела Управления в Новоаннинском, Алексеевском, Киквидзенском, Еланском районах – П.Ю. Мокаренко, ведущий специалист -эксперт Г.А. Наумов
начальник территориального отдела Управления в г. Камышин, Камышинском, Котовском, Жирновском, Руднянском районах – С.М. Сковородкин
заместитель начальника отдела надзора на транспорте и санитарной охраны территории - Крутоголовова Т.А. главный специалист-эксперт отдела надзора за условиями труда и радиационной безопасности – Краснова Н.И.
начальник отдела государственной регистрации и лицензирования – Пушкарь Т.А.
и.о. начальника отдела эпидемиологического надзора - О.Б. Бондарева
Повестка дня: «Подробный анализ практики применения КоАП РФ в 2009. г. Анализ причин отмены постановлений о назначении административных наказаний, проблемы выявления тех или иных административных правонарушений, проблемы применения мер обеспечения производства по делу (изъятие, арест) в целях назначения судом конфискации некачественной и опасной продукции, а также меры, которые необходимо принять в целях решения указанных проблем, устранения недостатков и повышения эффективности правоприменительной практики. Эффективность практики применения изменений, внесенных в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
(Ю.В. Пешков, А.М. Дудкина, И.Д. Цверкунова)
Отметить, что эффективность исполнения возложенных на Управление государственных функций по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка напрямую зависит от уровня и состояния правовой работы. Анализ практики применения мер административной ответственности должностными лицами Управления при осуществлении государственного надзора показал следующее. Общее количество проведенных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за 2009 год составило 6 192 проверки. Удельный вес составленных протоколов об административных правонарушениях к количеству проведенных проверок, в сравнении с 2008 годом, увеличился на 9 %:
• 2009 год – 82 %.
• 2008 год – 73 %.
В течение 2009 года должностными лицами Управления было составлено 5068 протоколов об административных правонарушениях, что на 28 % меньше, чем в 2008 году (6991 протокол).
При этом, наибольшее снижение числа со¬ставленных протоколов наблюдалось в сфере вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность (64,3 %), а увеличе¬ние числа составленных протоколов - деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания; деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта; деятельность по предоставлению персональных услуг (на 4,1%).
Наибольшее количество протоколов было составлено по фактам правонарушений, предусмотренным статьями 6.3 (30%), 6.6 (12%), 6.7 (12%), 14.4 ч.2 (7%), 14.15 (9%), 19.5 (7%), 20.25 (6%) КоАП РФ. Таким образом, указанные 7 составов административных правонарушений (из 58 возможных) охватывают 83 % от всего количества составленных должностными лицами Управления протоколов. На оставшиеся 51 состав правонарушений приходится только 17%.
За 2009 года в большинстве случаев протоколы об административных правонарушениях составлялись в отношении такой категории правонарушителей, как «должностные лица», что составило 57%, данный показатель в 2008 году составил 53 % от общего числа составленных протоколов.
В отношении юридических лиц в 2009 году составлено 12 % (590 единиц) протоколов, что на 6% больше, чем в 2008 году (6% от общего числа составленных в 2008 году протоколов – 420 единиц).
На основании составленных и поступивших в 2009 году протоколов об административных правонарушениях в целом Управлением рассмотрено 12277 дел об административных правонарушениях, по сравнению с 2008 годом данный показатель снизился на 40% (20311 дел).
Исходя из сравнения данных, полученных за текущий отчетный период, и данных за предшествующий отчетный период (2008 год), наблюдается положительная тенденция к снижению количества постановлений о назначении административного наказания в отношении граждан, должностных лиц, а также к значительному увеличению (15%) - в отношении юридических лиц.
При том, что Управлением в 2009 году было вынесено 6541 постановление о назначении административного наказания в виде штрафа, представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения вносились в только 831 случаях, то есть в 13% случаев рассмотрения дел.
Общая сумма наложенных административных штрафов в 2009 году составила 13 970 420 рублей, средняя сумма наложенного штрафа - 2136 рублей. Необходимо отметить, что в отношении общей суммы нало¬женных штрафов показатель снизился на 34 % по сравнению с предшест¬вующим отчетным периодом. Однако средняя сумма наложенного штрафа возросла на 25 % (с 1706 до 2136 рублей).
Должностными лицами Управления в 2009 г. не реализовывались функции по 24 составами административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рамках коллегии были озвучены следующие проблемы выявления определенных составов административных правонарушений.
В качестве примера можно привести ст. 14.34 КоАП РФ, которая включает 8 составов ( ч.1,2,3,4,5,6,7,8), однако их применение затруднено кратностью проведения плановых проверок, установленной законодательством, а также отсутствием вновь создаваемых рынков. То есть, не имея жалобы, которая может послужить основанием к проведению внеплановой выездной проверки, юридическое лицо(рынок), в соответствии с Федеральным законом РФ №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Федеральный закон 294-ФЗ) может быть проверено планово лишь один раз в три года.
На территории города и Территориальных отделов Управления невозможно без соответствующей жалобы выявить состав правонарушения, предусмотренный ч.3 статьи 14.8 КоАП РФ.
В связи с отсутствием хозяйствующих субъектов, осуществляющих соответствующий вид деятельности, особенно в ведении Территориальных отделов Управления, не представляется возможным выявлять административные правонарушения, квалифицируемые по ч.2 ст.7.2, ст.14.10, ст. 14.26 КоАП РФ.
Имеется проблема выявления административного правонарушения по ст. 14.1 ч.4 и 19.20 ч.3 КоАП РФ при проведении контроля за выполнением лицензиатом лицензионных требований и условий в области использования источников ионизирующего излучения. Это связано с тем, что в Постановлении Правительства РФ от 25.02.2004г. № 107 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения" и в Приказе Минздравсоцразвития от 19.10.2007 № 655 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, деятельности в области использования источников ионизирующего излучения" отсутствует перечень грубых нарушений лицензионных требований при выполнении данного вида деятельности.
С вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2009 г. № 380-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее Федеральный закон № 380-ФЗ) перечень составов административных правонарушений, дела о которых уполномочены возбуждать и (или) рассматривать должностные лица Роспотребнадзора претерпел изменения. Из составов административных правонарушений, о совершении которых должностные лица Роспотребнадзора уполномочены составлять протоколы и (или) рассматривать дела, с 31 марта 2010 года исклю¬чены три состава административных правонарушений (ч 2 статьи 7.8; ч. 2 статьи 8.6; статья 14.3). Вместе с тем, к полномочиям Роспотребнадзора по рассмотрению дел отнесены два состава административных правонарушений (часть 2 статьи 8.42; часть 2 статьи 14.5).
Кроме того, должностные лица Роспотребнадзора будут вправе воз¬буждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.1 (Сокрытие лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим за¬болеванием, источника заражения, а также лиц, имевших с указанным ли¬цом контакты, создающие опасность заражения этими заболеваниями). Рассмотрение дел о таких правонарушениях отнесено к полномочиям суда.
Помимо этого, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ (давность привлечения к административной ответственности за нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения увеличена до 1 года со дня совершения (обнаружения) такого правонарушения); в ч.1 ст. 28.7 КоАП РФ (возможность проведения административного расследования в случае выявления правонарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения).
Федеральным законом № 380-ФЗ наименования должностей должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ч. 2 ст. 23.13 КоАП РФ), защиты прав потребителей и потребительского рынка (ч. 3 ст. 23.49 КоАП РФ), приведены в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, в перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей и потребительского рынка, включены руководители структурных подразделений территориальных органов Роспотребнадзора и их заместители.
В связи с этим, Управлением, в бланки процессуальных документов, используемых при производстве по делам об административных правонарушениях, внесены соответствующие изменения.
С момента вступления в силу Федерального закона № 380-ФЗ должностные лица органов МВД России не вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3-6.7, частью 2 статьи 14.4 КоАП, а также введены ограничения полномочий милиции по составлению протоколов по части 1 статьи 14.4, статьям 14.7 и 14.15 КоАП.
Анализ рассмотрения судами дел по обжалованию постановлений по делам об административных правонарушениях показал следующее.
Работа должностных лиц по предупреждению, выявлению и пресечению административных правонарушений в целом, в сравнении с 2008г. улучшилась. Вместе с тем, в практике применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ должностными лицами Управления, по - прежнему, имеются недостатки.
В судах города Волгограда и Волгоградской области субъектами административной ответственности за 2009 год всего обжаловано 169 постановлений по делам о назначении административного наказания, вынесенных должностными лицами Управления.
Из 169 обжалованных в суд постановлений по делам об административных правонарушениях, было оставлено в силе 106 постановлений, отменено 63 постановления.
В процессе мониторинга судебной практики за 2009г. выявлено 6 причин неправильного применения норм законодательства при возбуждении производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрении дела об административном правонарушении, а также назначении административного наказания, послуживших основанием к отмене постановлений:
1) Отсутствие события, состава административного правонарушения.
2) Неправильное определение субъекта административного правонарушения (лица, виновного в совершении административного правонарушения), отсутствие достаточных доказательств вины лица, привлекаемого к административной ответственности и нарушение порядка привлечения к административной ответственности.
3) Неприменение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении при наличии к тому оснований или неправильное применение таких мер.
4) Неверная квалификация административного правонарушения.
5) Назначение административного наказания без учета тяжести совершенного правонарушения или без учета обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность.
6) Отсутствие надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
В рамках коллегии уделено внимание проблемам применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (изъятие, арест) в целях назначения судом конфискации некачественной и опасной продукции.
Отмечено, что основной проблемой применения такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении как арест товаров, транспортных средств и иных вещей является то, что в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствует норма, предусматривающая ответственность лиц за противоправные действия, перечисленные в ч. 7 ст. 27.14 КоАП РФ, а именно за отчуждение или сокрытие товаров, транспортных средств и иных вещей, на которые наложен арест.
Проблемой применения изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении является отсутствие единого порядка изъятия вещей и документов, разработанного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Общей проблемой при составлении протокола об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей и протокола об изъятии вещей и документов является отсутствие методических рекомендаций, инструкций по практическому применению мер обеспечения, а также не всегда выполнимое требование Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о наличии двух понятых. Так, на предприятия закрытого типа вход посторонних не допускается, в связи с чем, применить меры обеспечения не представляется возможным. Кроме того, зачастую граждане отказываются участвовать в деле в качестве понятых.
Рассмотрены вопросы достоверности и своевременности представления в Управление, а соответственно, и в Федеральную службу, статистических данных о рассмотрении дел об административных правонарушениях, данных о рассмотрении дел судами.
В целях повышения эффективности правоприменительной практики актуальным остается вопрос необходимости совершенствовать законодательство с целью исключения правовых коллизий и пробелов, разрабатывать методические рекомендации с целью единообразного применения нормативно-правовых актов.
В целях устранения недостатков при проведении проверок и производстве по делам об административных правонарушениях необходимо у специалистов, уполномоченных возбуждать дела об административных правонарушениях вырабатывать путем проведения семинаров, тестирований, тренингов, навыков связанных с правильным разграничением составов административных правонарушений в соответствие с их квалификацией, установлением лиц, совершивших выявленное правонарушение, определением сроков давности привлечения к административной ответственности, привлечение к участию в деле потерпевшего, применение мер обеспечения производства по делу.
Помимо этого, требуется, при осуществлении государственного надзора, принимать меры, направленные на повышение уровня ответственности должностных лиц, уполномоченных возбуждать дела об административных правонарушениях, контролировать правовое и фактическое (наличие представителя) сопровождение каждого дела, направляемого в суд для рассмотрения по подведомственности.
Учитывая, что эффективность возложенных на Управление государственных функций по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка напрямую зависит от уровня и состояния правовой работы специалистов, осуществляющих правовое обеспечение деятельности отделов Управления необходимо повышать уровень правовой работы, оказывать правовую помощь должностным лицам Управления при проведении контрольно-надзорных мероприятий, которая должна выражаться в постоянном консультировании всех структурных подразделений, участвующих в проведении мероприятий по контролю.
Коллегия Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области
РЕШАЕТ:
1. Начальникам отделов и начальникам территориальных отделов Управления
1.1. взять под особый контроль применение должностными лицами Управления составов КоАП РФ в целях увеличения их количества.
Срок – постоянно.
1.2. обеспечить применение должностными лицами Управления всего комплекса мер административного воздействия, предусмотренных как административным законодательством, так и законодательством в области технического регулирования
Срок – постоянно.
1.3. при необходимости обеспечить проведение должностными лицами Управления административного расследования в случаях нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в рамках КоАП РФ
Срок – постоянно.
1.4. не допускать нарушения сроков при подготовке отчетов, а также несоответствий в представляемых статистических данных.
Срок – постоянно.
Председатель коллегии А.В. Злепко
Файлы для загрузки: