Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области

baner.jpg



 
baner.jpg




Вопросы и ответы

Можно ли потребовать от продавца возврата уплаченной за товар (смартфон) суммы, если продавцом не был предоставлен в пользование на период гарантийного ремонта аналогичный товар (с теми же техническими характеристиками)?

15.11.2018

В силу с п. 1 ст. 20 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон), если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.

Согласно п. 2 ст. 20 Закона, в отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет.

Пунктом 2 ст. 23 Закона установлено, что в случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20-22 Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 Закона.

Однако в соответствии с п. 1 ст. 23 Закона, за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

То есть обязанность продавца по выполнению требования потребителя о безвозмездном устранения недостатков товара, срок исполнения которой предусмотрен п. 1 ст. 20 Закона, и обязанность продавца по выполнению требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта аналогичного товара, срок исполнения которой предусмотрен п. 2 ст. 20 Закона, в Законе разделены и, следовательно, неисполнение данных обязанность влечет отдельную ответственность.

Таким образом, за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта аналогичного товара продавец несет, согласно Закону, ответственность только в форме выплаты неустойки. Данный факт не является основанием для предъявления потребителем требования продавцу о возврате уплаченной за товар суммы.

Кроме того, законодательством РФ в сфере защиты прав потребителей не определено, какие именно из потребительских свойств товара длительного пользования являются основными.




При полном или частичном копировании информационного материала ссылка на сайт Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области обязательна: http://34.rospotrebnadzor.ru/

Вернуться в раздел